Как исключить штраф за перегруз по осям по ст. 12.21.1 КоАП РФ

Как исключить штраф за перегруз по осям по ст. 12.21.1 КоАП РФ

Если вы отгружаете продукцию или же занимаетесь грузоперевозками, наверняка Вы сталкивались уже с понятием «перегруз» и с тем, что приходится постоянно лавировать между загрузкой грузового автотранспорта «безопасно» и «по максимуму» с точки зрения возможного выявления перегруза в пути следования будь то СПВГК (стационарный пункт весогабаритного контроля), ППВГК (передвижной пункт весогабаритного контроля) или АПВГК (автоматический пункт весогабаритного контроля, так называемые «рамки»).

При этом ответственность за превышение предельно допустимых параметров нагрузки на ось, на группу сближенных осей и/или общей полной массы грузового автомобиля в соответствии со ст.12.2.1 КоАП РФ несут:

  • собственник транспортного средства
  • водитель
  • грузоотправитель (лицо, осуществляющее погрузку)
Размер штрафа определяется в зависимости от лица, на которое составляется протокол об административном правонарушении и составляет от 1500 рублей (на водителя) до 600 000 рублей на юридическое лицо.

Однозначно можно сказать, что на 100% защититься от штрафа за перегруз невозможно, потому что:

Во-первых, осевая нагрузка – это не статичная величина, примеры от чего она может меняться описаны в нашей статье Можно ли взвешивать автомобиль по осям?

Во-вторых, даже если Вы предпримете максимум сил и средств измерить нагрузку на ось в месте погрузки, учитывая все метрологические правила и рекомендации, это не означает, что в месте контроля (СПВГК, ППВГК, АПВГК) те же рекомендации и правила будут соблюдаться в силу особенностей нормативно-правовых документов.

В-третьих, не забываем, что в процессе перевозки участвуют, как правило, несколько лиц, которые прямо или косвенно могут повлиять на конечный результат нагрузки на ось (это грузоотправитель – юридическое лицо и его сотрудники, это склад грузоотправителя и его сотрудники, это перевозчик – собственник транспортного средства и его сотрудники, это логисты и диспетчеры, осуществляющие координацию загрузки и маршрутов)

В-четвертых, процедура оформления, оспаривания и отмены выявленного административного правонарушения не имеет четкого и обозначенного в законодательстве алгоритма, отсутствует некий исчерпывающий перечень документов, который бы подтверждал Вашу невиновность, другими словами если процедура выявления правонарушения и оформления административного материала есть, то процедуры каким набором документов можно на 100% защититься – к сожалению, нет.

Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ говорит о том, что в большинстве случаев штраф признается обоснованным и подлежащим оплате нарушителем, потому что у административных комиссий и/или судов нет оснований не доверять показаниям весов на посту весогабаритного контроля. И это действительно так. Если на посту весового контроля выявился перегруз, значит его определило оборудование (весы) внесенные в государственный реестр средств измерений и прошедшего государственную поверку, и оспаривать показания весов на посту смысла практически нет.

Как же быть в таком случае?

Ответ достаточно прост: не нарушать.
Правда есть нюанс – как же это сделать? Или, правильнее будет сформулировать, как загрузить по максимуму и при этом максимально исключить претензии со стороны контролирующих органов.
Гораздо сложнее доказать, что Вы не нарушали, а именно это фактически и придется делать, не смотря на презумпцию невиновности в соответствии со ст. 1.5.КоАП РФ.

Варианта два, и оба варианта предусматривают контроль осевых нагрузок на дорожное полотно с использованием весов перед выпуском грузового автомобиля и после загрузки непосредственно в точке погрузки. Обязательно при этом, чтобы весы были внесены в государственный реестр средств измерений, имели действующую поверку, а так же имели соответствующее назначение применения. Потому что без весов Вы можете сколько угодно по вторичным признакам определять наличие или отсутствие перегруза, сколько угодно заниматься математическими расчетами и строить логические цепочки, однако с точки зрения законодательства пока Вы не удостоверитесь в нагрузке на ось загруженного транспортного средства с помощью предназначенного для этого средства измерений (весов) – Вы не можете знать о нагрузке на ось.

Первый вариант предусматривает контроль осевых нагрузок в месте загрузки, при этом осевые нагрузки должны быть меньше предельно допустимых значений, указанных в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложении №3 Постановления Правительства РФ №2200 от 21 декабря 2020 года). Насколько меньше, решать конечно же Вам, но мы рекомендуем не менее 500 кг на каждую ось. Таким образом вероятность выявления перегруза на дороге максимально низкая, однако общая масса перевозимого груза при этом, естественно, снижается, что в конечном счете увеличивает себестоимость продукции. Однако если по какой либо причине на посту весогабаритного контроля выявится перегруз, то даже эти меры не помогут избежать штрафа и будет возбуждено дело об административном правонарушении, за котором последует взыскание штрафа с большой долей вероятности, не смотря на то, что в действительности Вы провели процедуру измерения осевых нагрузок и/или взвешивания общей полной массы транспортного средства. Для этих целей мы можем предложить Вам рассмотреть один из самых популярных вариантов портативные весы Смарт-20

Второй вариант включает не только контроль в месте погрузки весами, полностью соответствующими нормативным требованиям, но и документальная регистрация факта проведения измерений осевых нагрузок, а также документальное фиксирование иных мер, исключающих возникновения перегруза по осям в процессе движения грузового автомобиля или автопоезда. Эти меры позволят загрузить транспортное средство таким образом, чтобы были соблюдены максимально-допустимые нагрузки на ось и при этом не уменьшая общую массу перевозимого груза. Кроме того, в случае выявления перегруза в процессе движения транспорта, у Вас появляется возможность оспорить составленный в отношении Вашего юридического лица протокол об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения в Ваши действиях. Данный вариант подойдет для тех компаний, которые готовы в свой производственный процесс отгрузки включать контроль и оформление выпуска транспортных средств после осуществления погрузки и которые готовы будут к варианту развития событий, когда придется доказывать факты того, что ими были предприняты все зависящие от них меры по предотвращению правонарушения.

Ст.2.1.2. КоАП РФ: Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

К сожалению, как уже писалось выше, отсутствует некий список тех самых мер, которые Вы должны предпринять, чтобы апеллировать к ст.2.1.2 КоАП РФ, и который бы без исключений принимался всеми административными комиссиями и судами, поэтому утверждать, что это 100% вариант защиты мы так же не будем, однако наш многолетний опыт организации пунктов весового контроля и выпуска загруженного автотранспорта у компаний может помочь сократить вероятность получения Вами штрафа за перегруз и многократно увеличить шансы на положительное решение со стороны контролирующих органов на отмену уже составленного протокола об административной ответственности. Этому есть реальные подтверждения в виде судебных решений об отмене административных штрафов за перегруз, например, решение решение Верховного суда Республики Татарстан 77-2155/2016 от 17 августа 2016 г., Верховного суда Республики Адыгея 7-190/2019 от 9 октября 2019 г.

Чем мы можем быть Вам полезны: если у Вас уже есть весы для измерения осевых нагрузок, мы можем проанализировать Ваше оборудование и дать обоснованный ответ подходят эти весы для задачи контроля осевых нагрузок или нет и предоставить консультационные услуги по организации пункта весового контроля и выпуска транспортных средств в части документального оформления. Если же весов у Вас нет, к консультационным услугам обязательно предложим оборудование, которое точно подойдет для решения Вашей задачи по минимизации шансов получить штраф за перегруз.

Позвоните нам или оставьте заявку и мы ответим на все Ваши вопросы и дадим вводную информацию об организации пункта весового контроля на территории Вашей компании.

Заказать бесплатную консультацию