Можно ли измерять полную массу автомобиля осевыми весами?

Можно ли измерять полную массу автомобиля осевыми весами?

На первый взгляд это действительно могло бы решить много проблем. Казалось бы, чего проще? Загнали каждую ось на весы пустого автомобиля, сложили результаты, затем загрузили и еще раз определили осевые нагрузки уже загруженного автомобиля. Вычли из второй серии взвешивания первую серию взвешивания и получили результат. Однако, давайте разберемся: какой именно результат Вы получите?

Для того, чтобы далее было проще понять, запомним один тезис: весы отображают только то, что на них давит сверху вниз, по направлению к центру тяжести земли. Никаких "волшебных формул" по нивелированию погрешности» весы не знают и знать не могут.

При измерении конкретной оси автопоезда на весах находится лишь эта самая измеряемая ось, остальные находятся на подъездных путях, назовем их паразитирующими. И чем больше разница в высоте между взвешиваемой осью и паразитирующей, тем больше будет смещение центра массы автомобиля, а чем больше смещен центр массы, тем, соответственно, будет выше действительная погрешность измерений.

Обратите внимание на картинки ниже, на одной все оси располагаются в одном горизонте, а на второй первая ось полуприцепа в составе тележки находится ниже на высоту самих весов. Одинаковым ли будет распределение нагрузки по осям в первом и втором случае?

Оси полуприцепа в одном горизонте Оси полуприцепа в одном горизонте

Здесь стоит остановиться и сделать акцент на том, что погрешность весов и погрешность измерений в случае с определением нагрузки на ось, это две абсолютно разные величины, и если погрешность весов – это вполне понятная величина, определенная описанием типа средства измерений и указанная в паспорте на модель весов, то для того, чтобы определить погрешность измерений, нам важно знать очень много переменных: межосевое расстояние, разницу в высоте взвешиваемой оси и смежных, общий уклон поверхности подъездных путей, состояние этих путей (шероховатости, выбоины и бугры), тип подвески, как работает эта подвеска и даже разность давления в шинах автомобиля может повлиять на определяемую нагрузку со стороны измеряемой оси автомобиля.

Безусловно, если мы возьмем двухосное транспортное средство с жесткой подвеской, добьемся идеально ровных горизонтальных подъездных путей до весов и после весов на всю длину автомобиля, а так же разместим весы так, чтобы поверхность весов находилась в одной горизонтальной плоскости с подъездными путями и начнем измерять нагрузки на оси, мы получим результат суммы осей близкий к действительно массе транспортного средства. Т.е. мы минимизируем погрешность измерений, однако полностью исключить – вряд ли получится.

Оси полуприцепа в одном горизонте даже все указанные выше мероприятия, которые, кстати, выливаются в круглую сумму в денежном эквиваленте, вряд ли позволят нам с Вами учитывать полученную массу груза в коммерческом учете и предоставлять эти данные в качестве аргумента в спорах с контрагентами по одной простой причине:
В соответствии с ГОСТ OIML R76-1-2011, примечание 1 пункта 4.19: Несколько соединенных между собой платформ, каждая из которых предназначена для взвешивания колеса или оси, могут быть использованы для определения общей массы транспортного средства только в том случае, если все колеса одновременно опираются на платформы. Определение общей массы транспортного средства путем последовательного взвешивания осей или колес не входит в область применения настоящего стандарта и не может быть рассмотрено как измерение, на которое распространяется сфера государственного регулировании.

Если же для Вас все вышеперечисленные аргументы не важны, и цель Вашего измерения получения приблизительного веса, тогда будьте готовы к тому, что разница между взвешиванием автомобиля на весах с полным заездом и суммой осей может варьироваться от пары сотен килограмм до пары тонн в зависимости от количества осей транспортного средства, типа подвески, состояния подъездных путей и способа установки портативных весов (наземный вариант или врезной).

Поэтому, если Вас все-таки нужна общая полная масса ТС, мы рекомендуем рассматривать модели весов, которые способны полностью вместить автомобиль на грузоприемные устройства, для одиночных транспортных средств подойдут подкладные весы, а для длинномерных фур – полноразмерные.

Если же все-таки Ваша цель – не попасть на штраф на дороге, это уже совершенно другая задача, которая решается совершенно иным способом.

Наши менеджеры с удовольствием выслушают Вашу задачу, проконсультируют и помогут подобрать наиболее оптимальный вариант именно для Вашего случая.